Григорий Поперечный
Создатель Эфириума Виталик Бутерин заявил, что первоначальное видение масштабирования через решения второго уровня (Layer-2) «больше не имеет смысла». По его словам, многие L2-сети не смогли должным образом унаследовать безопасность Ethereum. Поэтому в дальнейшем масштабирование основной цепочки должно всё больше происходить за счёт самого мейннета и нативных роллапов.
Проблемы масштабирования Эфириума
Своими мыслями по поводу дальнейшего пути развития проекта Виталик поделился в X. По его словам, многие L2 не смогли достичь нужного уровня децентрализации, тогда как сам мейннет Ethereum уже достаточно масштабируется благодаря увеличению лимита газа и будущему внедрению нативных роллапов.
Вот его реплика, которую приводит Cointelegraph.
Оба этих факта, по разным причинам, означают, что первоначальное видение L2 и их роли в Ethereum больше не имеют смысла, и нам нужен новый путь.
Пять крупнейших L2-решений Эфириума
Изначально решения второго уровня задумывались как расширения самого Эфириума, которые должны были обрабатывать большую часть транзакций с высокой скоростью и низкой стоимостью, при этом полностью наследуя безопасность основной сети.
Бутерин напомнил, что L2-сети должны были участвовать в «масштабировании Ethereum», создавая пространство, полностью защищённое мейннетом, где все транзакции являются валидными и окончательными. Однако, по его словам, многие L2 так и не достигли этого уровня.
Разработчик продолжает.
Если вы создаёте EVM на 10 тысяч транзакций в секунду, связь которой с L1 осуществляется через мост с мультиподписью, то вы не масштабируете Эфириум.
Суточный график курса Эфириума
По мнению Бутерина, такие решения второго уровня, как Arbitrum, Optimism, Base и Starknet, должны сместить фокус с масштабирования на работу в конкретных нишах – например, конфиденциальность, идентичность, финансы, социальные приложения или искусственный интеллект.
Количество транзакций в сети Эфириума в секунду
Среди них – Макс Резник, бывший исследователь инфраструктурной компании Consensys. Он перешёл в экосистему Solana после того, как его идеи по приоритетному масштабированию первого уровня сети Эфириума не получили достаточной поддержки.
Сооснователь и ведущий шоу Bankless Райан Шон Адамс также поддержал позицию Бутерина, заявив следующее.
Это и есть «поворот». Я рад, что об этом наконец сказали вслух. Сильный ETH – сильный L1.
Бутерин отметил, что убеждается в важной роли нативных роллапов с прекомпиляцией для масштабирования Ethereum — особенно после интеграции доказательств zkEVM в базовый слой.
В отличие от традиционных роллапов, которые работают поверх Ethereum, объединяя и исполняя транзакции вне сети перед публикацией данных в L1, нативные роллапы встроены непосредственно в Эфириум. Это означает, что обработка транзакций проверяется напрямую валидаторами сети.
В середине декабря разработчики также обсуждали повышение лимита газа с 60 до 80 миллионов после внедрения второго хардфорка, затрагивающего только параметры блобов. Хардфорк был активирован в январе.
Такое увеличение напрямую расширит количество транзакций и операций со смарт-контрактами, которые могут помещаться в один блок Ethereum, повышая общую пропускную способность и потенциально снижая комиссии.
В июле прошлого года исследователь Ethereum Джастин Дрейк представил десятилетний план по достижению пропускной способности на уровне 10 тысяч транзакций в секунду в мейннете Ethereum после внедрения всех механизмов масштабирования. Такой шаг станет значительным ростом по сравнению с актуальными 15-30 транзакциями в секунду.
Подытожим: Бутерин предложил перестать рассматривать L2 как буквальные «брендированные шарды» Ethereum со всеми вытекающими социальными ожиданиями и обязанностями. Вместо этого L2 стоит воспринимать как спектр решений.
Он варьируется от сетей, полностью обеспеченных доверием к Эфириуму, до множества вариантов с разной степенью связи с основной сетью, которые каждый пользователь или бот может учитывать или игнорировать в зависимости от своих потребностей.
Пылевые атаки в Эфириуме
Активность, связанная с «пылевыми» транзакциями в стейблкоинах, теперь составляет около 11 процентов всех транзакций в сети Эфириума. По данным аналитиков Coin Metrics, в «пылевых» транзакциях замешаны в среднем 26 процентов активных адресов после обновления Fusaka, которое удешевило операции в сети.
«Пылевая» активность в сети Эфириума
В настоящее время Ethereum обрабатывает более 2 миллионов транзакций в день, а в середине января этот показатель почти достиг 2.9 миллиона. Число ежедневных активных адресов составляет около 1.4 миллиона, что на 60 процентов выше прежних средних значений.
Транзакции в сети Эфириума в сутки и количество активных адресов
Обновление Fusaka, внедрённое в декабре 2025 года, сделало использование сети дешевле и удобнее за счёт улучшения обработки ончейн-данных и снижения стоимости публикации информации из сетей второго уровня обратно в Ethereum.
Представители Coin Metrics сообщили, что проанализировали более 227 миллионов обновлений балансов стейблкоинов USDC и USDT в сети Эфириума в период с ноября 2025 года по январь 2026 года.
Анализ показал, что 43 процента операций приходились на переводы менее одного доллара, а 38 процентов – менее одного цента, то есть на «суммы, не имеющие значимой экономической цели, кроме пылевых атак».
Медианный размер транзакции в сети Эфириума
Число адресов, удерживающих небольшие «пылевые балансы», резко выросло, что соответствует миллионам кошельков, получивших крошечные депозиты для «отравления» адресов. До обновления Fusaka «пылевые» операции со стейблкоинами составляли примерно от 3 до 5 процентов всех транзакций в Эфириуме и от 15 до 20 процентов активных адресов.
После Fusaka эти показатели выросли до 10-15 процентов транзакций и 25-35 процентов активных адресов, то есть увеличились в 2–3 раза. Оставшиеся 57 процентов обновлений балансов включали переводы на сумму свыше одного доллара.
Источник: 2bitcoins.ru